Джокер, которого играет Хит Леджер в «Темном рыцаре», второй части трилогии «Темный рыцарь», несомненно, является одним из самых интересных плохих парней в истории кино. Его непредсказуемость, его неудержимое желание и, казалось бы, неиссякаемое стремление к хаосу и разрушению почти физически ощущаются через силу их изображения. Купить футболку с изображением Джокера можно здесь.
Джокер больше не кажется человеком, а, скорее, олицетворением деструктивности, воплощением закона Мерфи. Но только почти. В конечном итоге он остается личностью, хотя и весьма заметной в психопатологическом отношении.
В образе Джокера образ диссоциального расстройства личности проявляется крайним образом. Под этим понимается устойчивый во времени и ситуативно паттерн личности, который характеризуется по крайней мере тремя из следующих режимов переживания и поведения:
- Бессердечное равнодушие к чувствам окружающих;
- Ясное и стойкое безответственное отношение и игнорирование социальных норм, правил и обязательств;
- Неспособность поддерживать длительные отношения, хотя их нетрудно построить;
- Очень низкая толерантность к разочарованию и низкий порог агрессивного, в том числе агрессивного поведения;
- Отсутствие вины или неспособность извлечь уроки из негативного опыта, особенно наказания;
- Явная тенденция обвинять других или предлагать правдоподобные объяснения поведения, которое привело их к конфликту с обществом.
Мы обнаруживаем, что Джокер не только выполняет три необходимых для постановки диагноза, но и все шесть характеристик в очень высокой степени: сострадание кажется ему чуждым, он крадет и убивает с шокирующим безразличием. Пренебрежение социальными нормами и законами — его заявленная и руководящая цель. Несмотря на его заметное безразличие к другим, ему легко удается завоевывать и эксплуатировать людей для себя и своих целей. Его кажущаяся безмятежность быстро превращается в фасад, если что-то идет не по плану (например, когда дистанционный детонатор для бомбы в больнице не срабатывает сразу). Тогда он реагирует крайне импульсивно и агрессивно. Объявив себя принципом квазисверхчеловеческого хаоса, Джокер поднимается над любой виной. Он охотно принимает наказания как возможность продемонстрировать собственное превосходство своим безразличием. Рационализация собственного поведения — истинная высшая дисциплина шутника, которому неоднократно удается стилизовать себя как неизбежное следствие скрытых социально-моральных обид и таким образом склонить на свою сторону бывшего прокурора Харви Дента.
Ваш комментарий будет первым