Необходимость ребенка двигаться способна:
— Увеличить кровяной приток к мышцам и тканям;
— Подхлестнуть обмен веществ;
— Улучшить функционирование коры надпочечников;
— Обеспечить более прочную сцепку мышц и костей.
Физические упражнения должны быть такими, чтобы приносили радость и малышу, и маме. Для ребёнка его тело – это предмет игры. Он играет то с руками, то с ногами. Гимнастика должна способствовать тому, чтобы в виде весёлой игры задействовать и активизировать и остальные части тела новорожденного. Во время такой игры малыш хватает себя за разные части тела, тем самым, получая о них информацию. Идеальное время для проведения такой гимнастики – это время при смене подгузников, так как малыш остается голеньким в этот момент и ему ничего не мешает активно двигаться. Делать упражнения правильнее всего на ровной поверхности, например, на пеленальном столике или просто на столе, сделав подложку из нетолстого поролона.
Следует помнить, что любые упражнения для грудничков должны отвечать ряду определенных требований:
Физические упражнения должны ежедневно входить в распорядок дня малыша в течение всего первого года жизни.
Занятия нужно проводить не раньше, чем через час после кормления и не позже, чем за 30 минут до него.
Температура воздуха в комнате, где будет проходить гимнастика, не должна превышать 21°С. Сама комната должна быть хорошо проветренной.
Делать упражнения нужно не менее трех раз.
Длительность гимнастического комплекса должна быть не менее 15 минут.
Каждое из упражнений нужно сопровождать улыбкой и ласковыми словами. Это поможет выработать у малыша положительную реакцию на эти процедуры.
Не нужно заставлять ребёнка выполнять упражнения, до которых он просто физически ещё не дорос: сидеть, стоять, переворачиваться со спины на живот или ползать. Всему своё время!
Все процедуры начинайте и заканчивайте нежными поглаживаниями ладонями и пальцами, без нажима, чтобы кожа малыша не собиралась при этом в складочки.
Руки малыша нужно поглаживать по направлению от кисти к плечу, ноги – от стоп к паховой области, животик – от боков к пупку, а затем по часовой стрелке вокруг пупка.
Не принуждайте ребёнка к занятиям гимнастикой, если он приболел или просто устал.
Все физические упражнения, которые родители будут выполнять со своими детьми, направлены не только на закрепление и совершенствование навыков. Они, прежде всего, провоцируют возникновение этих навыков, чем способствуют быстрому развитию малыша.
Упражнения, которые можно выполнять на первом месяце жизни малыша.
Исходное положение (далее и.п.) – малыш лежит сначала на спинке, а затем на животике. Родители нежно поглаживают ребёнка по груди, животику, спинке, ягодичкам и конечностям.
И.П. – младенец находится на спине. Нужно немного надавить большим пальцем посередине ладошки ребёнка. Малыш при этом может открывать рот, несколько вытягивать губки вперёд, приподнимать головку и напрягать мышцы плечей и рук.
И.П. – то же. Нужно вложить свои указательные пальцы ребёнку в ладошки. Он при этом должен хорошо ухватиться за них, прочно их удерживать, а затем совершить попытку приподнять голову и плечи.
И.П. – положите малыша на животик. К стопам крохи подставьте свою ладонь, создавая, как — бы, препятствие, от которого он будет отталкиваться, пытаясь ползти, активно помогая себе руками.
И.П. – на спине. Нужно сгибать и разгибать конечности малыша сначала поочередно, а затем вместе.
Далее упражнения, которые можно добавить по достижению ребёнком двух-трех месяцев.
И.П. – малыш на спинке. Нужно развести его ручки в стороны с последующим скрещением их в районе груди, якобы обхватывая его туловище.
И.П. – то же. Совершайте боксирующие движения ручками малыша, обхватывая их в области предплечий, ближе к кистям. Не делайте только резких рывков. Всё должно быть плавно.
И.П. – переверните малыша на живот. Придерживайте одной рукой малыша под грудью, вторую положите вплотную к полусогнутым ножкам, чтобы он мог опереться на неё. Вперёд положите яркую игрушку. Малыш рефлекторно будет пытаться дотянуться до предмета, тем самым, пробуя ползти.
И.П. – ребёнок на спине. Мама должна левой рукой обхватить голени малыша, а правой держать левое предплечье. Таким образом, Вы как бы помогаете слегка крохе повернуться на бок. На ту сторону, куда будет разворот, поместите яркий предмет, чтобы привлечь внимание малыша. Делайте повороты попеременно направо и налево.
Дополнительные упражнения, которые можно выполнять с четырех – шести месяцев:
И.П. – ребёнок находится в положении лежа на спине. Нужно захватить обе голени малыша с помощью одной руки, далее выпрямить его ножки и бережно попытаться повернуть его сначала на бок, затем на животик, а после снова вернуть на спинку. Такие повороты со спины на живот и обратно нужно выполнять поочередно в обе стороны. Поможет увеличить интерес ребёнка к таким действиям какая-либо яркая игрушка, находящаяся на той стороне, куда нужно совершить поворот.
И.П. – то же. Нужно выполнять ногами малыша круговые движения в области тазобедренных суставов. Для этого возьмите в руки голени ребёнка, согните их в коленках, затем подведите бёдра к животику и разведите согнутые ноги в разные стороны. В конце нужно выпрямить ножки и соединить их вместе.
И.П. – поверните малыша на животик. Перед крохой нужно поставить какой-то яркий предмет, привлекающий внимание, например, музыкальную игрушку. Пусть ребёнок попытается подползти к ней. Отодвигайте потихоньку игрушку дальше, чтобы малыш активно к ней тянулся. Но дайте ему после возможность достичь цели, подержать свой трофей в руках, рассмотреть его поближе. Не забудьте похвалить ребёнка.
Упражнения, которыми можно дополнить гимнастику на 6 – 8 месяце.
Помогите малышу встать на четвереньки. Позже он начнет делать это самостоятельно.
И.П. – ребёнок лежит на спинке. Свой указательный палец вложите малышу в правую ладонь, вторую руку положите на бедре или на голени. Далее нужно подтягивать правую ручку к левой ноге, как бы усаживать кроху.
Когда он будет приподниматься, он должен будет сначала опереться на локоток, а затем на ладошку. 3. И.П. – малыш стоит на столе, взрослый человек поддерживает его под подмышки. Имитируйте поступательные движения, держа ребёнка сначала под ручками, затем за кисти обеих рук, а позже – за одну ручку. Делать эти упражнения нужно только в том случае, если ребёнок уже умеет самостоятельно стоять, держась за опору. Такие действия готовят малыша к ходьбе.
И.П. – ребёнок стоит на четвереньках, упирается на ручки. Придерживайте бёдра малыша и помогайте ему устоять на раскрытых ладошках, слегка приподнимая его над опорой.
И.П. – то же. Указательные пальцы вложите малышу в ладошки. После его захвата, слегка подтяните его к себе, если чувствуете, что ребёнок и сам пытается подтянуться. После – верните его в исходное положение.
И.П. – может выполняться и на спине, и на животе. Нужно разместить перед малышом яркую игрушку, таким образом, чтобы он сосредоточил на ней своё внимание. Далее переместите игрушку неспешно в стороны и вверх-вниз, позволяя ребёнку следить за объектом. Упражнение выполняйте на спине и на животе.
Нежно потягивайте пальчики, как бы пытаясь их вытянуть. Без рывков!
Выполняйте каждым пальчиком круговые движения в обе стороны.
Комплекс упражнений для малыша 9 – 12 месяцев.
По просьбе взрослого, ребёнок должен подниматься на ножки из любого положения. Вы можете лишь слегка поддерживать его, корректируя движения.
Малыш может доставать до яркого предмета из положения стоя, выполняя наклоны и затем выпрямляясь.
И.П. – ребёнок в положении стоя. Малыш приседает на корточки. Можно помогать ему личным примером, как бы играя в «стань маленьким».
И.П. – то же. Кроха становиться на носочки, играя в «стань большим».
Малыш, по просьбе взрослых, выполняет ряд движений: ходит, приседает, приносит игрушку, мячик. Также он может бросать предмет, разбирать пирамидку и играть с большими кубиками.
Ребёнок может с помощью взрослого встать не невысокую поверхность (коробку, например) и сойти с неё.
Упражнение такое же, но усложненное большей высотой, меньшей поддержкой.
Активная гимнастика.
Выполняется с помощью взрослого. Он может взять малыша или за обе ручки, или за обе ножки, либо за одну ручку и оду ножку одновременно, или за одну какую-то конечность и далее выполнять ряд упражнений:
простой вис;
покачивание ребёнка взад – вперед;
покачивание малыша влево – вправо;
подъем пружинистыми движениями малыша вверх и опускание вниз, имитация прыжков;
вращение крохи.
Главное, что нужно при этом помнить, — малыш должен получать от таких действий удовольствие. Не делайте резких рывков, ведь это может привести к травматизму ребёнка!
Ваш комментарий будет первым