Что разрушает доверие между родителями и детьми?

Когда ребенок приходит к нам с проблемой, мы часто отвечаем привычным образом. К огромному сожалению, эти наши привычные ответы часто отталкивают детей, выстраивая между нами преграды непонимания и недоверия.

Чтобы лучше понять и прочувствовать, почему обычные фразы разрушают теплые отношения, давайте немножко погрузимся в свои воспоминания и представим себя детьми.

Вспомнили? Сколько Вам примерно было лет?

Вот Вы грустная подходите к маме, чтобы поделиться своей печалью. Но мамины слова Вас не утешают, а наоборот, дают понять, что печаль никому кроме Вас не понятна и не нужна…

Что разрушает доверие между родителями и детьми?

А ведь скорее всего сегодня Вы повторяете эти же слова своему ребенку. Эти фразы, сказанные по привычке, не дают Вам сдвинуться с мертвой точки в построении нежных и теплых отношений. Чтобы от них избавиться, нужно сперва встретиться с каждой “лицом к лицу” и познакомиться чуть ближе.

==1==
Приказы, команды

Часто родители выдают приказы, которые подразумевают четкое и мгновенное исполнение.

“Немедленно убери игрушки!”
“Быстро спать!”
“Вынеси мусор!”
“Бегом домой!”

— все эти фразы демонстрируют явное превосходство и главенство взрослого. Ребенок при этом чувствует себя абсолютно бесправным. Он слышит, что его мнение ничего не значит. Остается задуматься, а значит ли он сам что-то для своих родителей? Дети обижаются на такое обращение, капризничают и всячески пытаются сопротивляться.

==2==
Предупреждения и угрозы

Если ребенок в данный момент столкнулся с какой-то проблемой, то угрозы сделают ситуацию еще сложнее, а сопротивление ребенка только усилится.

“Не сделаешь быстро уроки, гулять не пойдешь!”
“Еще раз увижу такое поведение, останешься без телефона!”
“Хватит кричать, а то оставлю тебя одного!”

— такие восклицания делают ситуацию безвыходной. Ребенок, услышав такие слова, напрочь закрывается и положение только усугубляется, в то время как мамин гнев нарастает с каждой минутой неповиновения. И часто все заканчивается наказаниями и родительским чувством вины «снова сорвалась…».

==3==
Мораль и нравоучения

“Старших надо слушать!”
“Не смей обижать девочек!”
“Драться нельзя!”
“Нужно всегда делиться!”
“Воспитанные люди себя так не ведут!”

Что Вы сами чувствуете, когда слышите похожее?
“Не учите меня жить, и без Вас прекрасно знаю”, — так и хочется сказать в ответ.

Нравоучения и морали никогда еще никого ничему не научили. Их не слышат. Они неприятны и вызывают либо скуку, либо чувство вины.

На практике моральные ценности усваиваются детьми из поведения родителей и обстановки дома. Если Вы заметили, что ребенок делает “что-то не так”, осмотритесь вокруг, возможно он подражает кому-то из взрослых.

Если же это не так, значит ребенок проявляет эмоциональную неустойчивость и внутреннюю незрелость. Он пробует разные шаблоны поведения “на вкус”. Важно поговорить с ним об этом, но только в спокойной обстановке, когда он будет готов услышать Ваш посыл.

==4==
Советы и готовые решения

Родители, сталкиваясь с разными детскими проблемами, часто начинают давать советы.

“Надо было дать ему сдачи!”
“Пойди и попроси у девочки лопатку!”
“По-моему, стоит настаивать на своем мнении!”
“А я бы спросила разрешения!”
“Мне кажется, стоит извиниться!”

Как на такие реплики будет реагировать ребенок?

“Тебе легко говорить”
“Как-нибудь разберусь”
“Сам знаю, как лучше!”

— дети проявляют желание самостоятельно управлять ситуацией. Для них важен опыт решения различных конфликтов и нахождение компромиссных решений. Позвольте им получить этот опыт.

Поймите и другой момент: только ребенок знает все обстоятельства и подробности происшедшего. Возможно, если бы Вы узнали все детали, то отреагировали бы совсем иначе.

Да и сами подумайте, Вам лично приятно выслушивать чужие советы, которых вы не просили?


==5==
Доказательства, логические объяснения, нотации


“Не слушаешь тренера, вот и не получается!”
“Ручку неправильно держишь, вот буквы корявые и выходят!”
“Нужно всегда делиться, иначе с тобой тоже не будут!”

Нам кажется, что такие объяснения должны привести к разумному выводу в голове у ребенка. Однако, как только Вы настраиваетесь на назидательный тон, ребенок перестает Вас слышать. Это почти всегда случается неосознанно. Он просто начинает думать о чем-то своем.

Возможно Вы замечали такие ситуации, когда рассказываете ребенку «ценные сведения», а он “на своей волне”. Так и хочется спросить в такой момент: “Ты меня вообще слышишь?”

Но нам кажется, что мы просто обязаны донести логику последствий до ребенка. И тут в ход могут пойти воспоминания из своего детства: “Вот я в твоем возрасте…”. И воспоминания — это хорошо, но вот в каком тоне и какими словами…

Главенствующая и всезнающая позиция родителей вызывает у детей раздражение и нежелание делиться своими проблемами.

Если так уж хочется поделиться опытом, сделайте это без навязывания своего мнения. Просто расскажите, как вы решали схожую ситуацию. Начните с фразы «Когда-то я попала в такую же ситуацию…» Уберите нотки превосходства и не доказывайте. Просто пообщайтесь — по-дружески, свободно, принимая любое решение ребенка.

Что разрушает доверие между родителями и детьми?

==6==
Критика, обвинения

“Ну на что это похоже!”
“Снова из-за тебя опоздали!”
“И это называется порядок?!”
“Опять написала каракули, ты что не видишь, что пишешь?!”
“Кто так пол моет? Надо хорошенечко вымывать!”
“И откуда у тебя только руки растут!”

Вы уже почувствовали, как внутри растет сопротивление, а к горлу подступает ком. Тело сразу откликается на такие слова напряжением, что уж говорить о психике. В таких фразах явно чувствуется нападение, на что следует реакция: защищаться или убегать.

Дети защищаются ответным нападением, грубостью, отрицанием, перекладыванием вины. Но порой сил хватает лишь на бегство. И тогда они унывают, чувствуют подавленность, разочаровываются в себе и в своих силах, перестают верить в успех.

Так формируется низкая самооценка и жуткая неуверенность в себе, а это тянет за собой новые проблемы.

==7==
Похвала

Что, Вы удивлены?

Похвала — это всего лишь субъективная оценка. Там где есть хорошие оценки, будут и плохие. Ребенок теряет связь с собственными чувствами и ощущениями и начинает ориентироваться только на мнение окружающих.

Это может дойти до того, что взрослый человек будет выполнять работу не ради конечного результата, а лишь в ожидании позитивной оценки руководства. Но взрослых хвалят куда реже, чем детей. И человек становится несчастным.

Ну, а если не забегать так далеко в будущее…

Чем больше зависимость от оценочного мнения взрослых, тем меньше активности и инициативы. Ребенок превращается в отличного исполнителя, забывая о возможности выйти за рамки предложенных решений.

Как же поддерживать ребенка и реагировать на его успехи?

Выскажите свое мнение: “Мне нравится этот рисунок”. Подчеркните, что изменилось в сравнении с прошлым разом: “Сегодня ты справился с заданием намного быстрее, чем вчера”. Важно обратить внимание на внутреннее состояние и отношение самого ребенка: “Какой необычный замок, тебе понравилось его строить?”

==8==
Обзывания, высмеивания

Жадина, лентяй, рёва-корова, балбес, неряха, дуралей, потеряха — этот список можно продолжать еще долго. Такие слова молниеносно вырываются на любое неумение или проступок ребенка.

Что в ответ? — бурная обида и защита. “Раз я жадина, значит больше никогда не буду делиться!” “Ах, я лентяй! Помощи по дому не ждите!”

Такие обзывания в перспективе полностью «закрывают» ребенка от окружающих. Он «выставляет колючки» и учится не делиться сокровенным, а то вдруг получит какое-то прозвище в ответ на свою откровенность. И эмоциональный мир вашего сына или дочери оказывается за семью печатями…

==9==
Догадки, интерпретации

“Все понятно, опять поссорился с …”
“Я же вижу, что ты не в духе…”
“Уверена, ты мне что-то недоговариваешь”
“Да у тебя на лбу написано, что ты говоришь неправду!”
«Чего такая грустная, давай, рассказывай…»
«Как ты с матерью разговариваешь? Снова наслушалась советов друзей?»

На это хочется ответить: “Чего ты лезешь? И так тошно!” или «Отстань. Не хочу говорить». Именно так дети обрывают все догадки и домыслы на их счет. Обычно мы еще и добавляем парочку наставлений или обвинений, что совсем ухудшает ситуацию. Ребенок начинает считать маму назойливой мухой, которая лезет, куда не просят…

==10==
Выспрашивания, расследования

“Ты чего дуешься? Что-то произошло?”
“За что это классная тебе замечание написала? Говори, все равно узнаю!”
“Что за обиды? Ты можешь в конце концов сказать?”
«Лучше сама расскажи, а то я могу и подруге твоей позвонить»
«А ну дай телефон, что это за странные звонки так поздно!…»

Порой, переживая за ребенка, нам сложно удержаться от вопросов. Если Вы готовы к сочувствию и пониманию, перестройте вопросительное предложение в утвердительное, с формулировкой «от себя». Такая форма звучит совсем иначе.

Сравните: “Ты что, расстроился?” и “Я вижу, что ты расстроился”.
Чувствуете разницу?
Вопрос может звучать как ирония или любопытство, в то время как утверждение показывает понимание и участие.

==11==
Мнимое сочувствие, увещевание

“Успокойся”
“Все пройдет”
“Ничего страшного не случилось”
«Не расстраивайся»
«Не бойся»

— такие фразы никак не делают переживания ребенка меньше, а как раз наоборот. Почему? Они обесценивают силу переживаний, делая их незначительными.

==12==
Ироничное отшучивание, переход на другую тему

Порой родители пытаются поднять настроение детям с помощью шуток. Даже если ребенок улыбнется, проблема остается нерешенной. Вернитесь к ней в спокойном состоянии и обсудите пути решения. Отвлечение или переход на другую тему может конечно может помочь отвлечь от раздражителя. Но помните, что это не меняет самой ситуации.

Наверняка Вы обескуражены и растеряны. Если все названные фразы ведут к потере контакта и доверия, то что же тогда говорить, чтобы помочь и поддержать своих детей?

Что разрушает доверие между родителями и детьми?

Назовите чувство, которое, на Ваш взгляд, испытывает ребенок в данный момент:

«Я чувствую, что ты злишься»
«Вижу, что у тебя нет настроения и делать ничего не хочется»
«Ты беспокоишься о контрольной завтра…»
«Похоже, что ты обижена на свою подружку, поэтому и не торопишься на улицу»
«Ты, наверное, расстроилась, что разбилась чашка. Я тебя понимаю, тебе она нравилась»

Опишите происходящую ситуацию одном коротким предложением. Ребенок сам дополнит ее необходимыми подробностями. Главное показать, что Вы с ним “в одной лодке” и поддерживаете его, несмотря ни на что.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий