Уже давно наши предки используют пестушки и потешки для развития и воспитания своих детей. Это помогает им расти здоровыми, счастливыми, вовремя учиться ходить, говорить и развивать образное мышление. Приведём простые, но милые и эффективные примеры таких стихотворных произведений.
Важно во время произнесения потешек и пестушек тянуть гласные, произносить их неторопливо, проговаривая с интонацией, то повышая голос, то понижая, то радостно, то сердите, чтобы ребёнок мог считывать эмоции. Таким образом, вы погружаете его в мир сказки, давая возможность ярко представить то, что вы сказываете.
1. Спойте песенку на любой лад, рассматривая с малышом картинки, на которых изображены гуси:
«Гуси-гусенята в лесочке – га-га-гаааа,
Красные надели чулочки – га-га-гаааа,
И пошли гуськом чтоб напиться – га-га-гааа,
Свеженькой воды из корытца – га-га-гааа.
Напились воды десять братцев – га-га-гааа.
Начали в корыте купаться – га-га-гааа.
Гуси-гусенята сердиты – га-га-гааа.
Очень близко дно у корыта – га-га-гааа».
2. Игры-инсценировки вдохновляют детей 1-2 лет произносить простые слоги.
Возьмите куклу или любую другую игрушку и покажите малышу, как вы укладываете её спать — баюкайте, качайте на руках, кладите в кроватку и накрывайте одеялом. Затем скажите, что надо позвать котика помочь уложить игрушку спать: «Котенька, иди, иди, помоги нам! Котик, иди!». Заранее спрячьте под тканью игрушку кота и в этот момент достаньте её оттуда со словами: «Иду, мяу, иду, иду!». Котик подходит к краю кроватки и гладит спящую игрушку, приговаривая «баю-бай, баю-бай».
А после вы поёте колыбельную:
«Баю-баюшки-баююююю.
Сидит котик на краююююю.
Моет мордочку своююююю.
Моет – умывается,
Маму дожидается».
Проговорите и проделайте с ребёнком ещё раз, как котик гладит куклу, как поёт ей песенку-колыбельную.
Затем позовите маму котика: «Иди, киса, иди, иди!». Потом достаньте из-под ткани платка или простыни игрушку кошки, которая по размеру должна быть больше котика, и скажите, что пришла мама. Погладьте её, предложите и ребёнку поласкать кошку. Потом предложите ей из игрушечной миски молочко, покажите, как пьёт киса молочко, малышу. Гладьте её, произносите слоги: «Я глажу кису, а она в ответ мурлычет «мур-мяу», а кушает она вкусное молочко как? Она так ест — «ам-ам». Кушай, кошка, ешь!».
3. Водите по полу, столу или дивану куклу или другую игрушку, приговаривая:
«Уходи с дороги, кот.
Наша куколка идет.
Топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ.
Наша куколка идет,
Ни за что не упадет,
Бух! Упала!»
На последней строчке покажите, как кукла упала, обнимите её, пожалейте и продолжите:
«Наша куколка идет. Ни за что не упадет!
Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ. Вот какая куколка!»
Дайте куклу ребёнку, путь он проделает те же действия с куклой. Не поправляйте его излишне, если он что-то делает не совсем так, как вы — он мал, для него все действия — большой труд. Сначала малыш будет повторять движения с игрушкой под вашу песенку, а потом и сам потихоньку будет повторять слоги и слова, а там и предложения.
4. Сядьте, посадите на свои колени ребёнка и ритмично, неторопливо проговаривайте стихотворение:
«Хооооо-дят кооооо-ни.
Хоооо-дят кооооо-ни,
Коооо-ни, коооо-ни!»
После этого говорите ритмично, но уже в быстром темпе:
«Ко-ни, ко-ни, бе-гут ко-ни,
Бе-гут ко-ни, ко-ни, ко-ни.
Нооооооо! Ноооооо! Нооооооо!»
5. Показывая картинки с животными, читайте стихотворение:
«Мама: Наши курочки в окно: Ко-ко-ко.
Малыш: Ко-ко-ко.
Мама: Наши гуси у пруда: Га-га-га.
Малыш: Га-га-га.
Мама: Вот коровка на лугу: Му-му-му.
Малыш: Му-му-му.
Мама: Наши уточки с утра: Кря-кря-кря.
Малыш: кля-кля-кля или кья-кья-кья (он еще не может произнести «кря»)
Мама: А как Петя-петушок ранним утром поутру нам споет: «Кукареку»!»
Но помните, что вы всегда можете на основе известных вам потешек и пестушек придумать свои собственные для своего ребёнка, потому что никто не знает малыша так, как мать — соответственно, и придумывать стихи своему ребёнку — дело полезное и благодарное.
Ваш комментарий будет первым