Самая классическая схема распределения домашних обязанностей — это когда муж зарабатывает деньги, а жена занимается домом и ребенком (детьми).
Такой способ распределения функций и задач наиболее прост и эффективен, но в тоже время имеет несколько существенных недостатков.
Если в вашей семье принята именно такая схема, и вы, и муж всем довольны и чаще всего успеваете реализовать свои планы — значит именно для вас этот образ жизни оптимален.
Если же внешне все хорошо, а внутри растет недовольство, если муж зарабатывает недостаточно и вам приходится работать дома, а обязанности никто не отменял — значит стоит задуматься о причинах и на их основании принять решение об изменении текущего положения дел.
Итак, начнем с плюсов классической схемы — «муж работает, жена занимается домом»:
— отсутствуют конфликты на бытовой почве, так как сферы четко разделены и никто не вмешивается в дела другого;
— если муж зарабатывает достаточно, можно воспользоваться помощью платного персонала — няни, домработницы, водителя. Требуется только эффективно управлять всеми.
Минусы традиционного распределения ролей в семье:
— со временем некоторая «зацикленность» женщины на доме и детях
— часто отсутствие у мамы личных интересов и развития
— при возникновении желания работать или творчески развиваться довольно сложно организовать себе время и тишину (если нужно)
— все более растущяя «разность интересов» мужа и жены, жизнь которых в таком режиме через несколько лет иногда напоминает сожительство ради детей
Итак, что же делать, если вы видите, что в вашем случае плюсов нет, а минусы все явнее?
Менять образ жизни, менять роли, перераспределить обязанности, и самое важное — начать конструктивно обсуждать ситуацию.
Особенно это актуально, когда оба родителя работают. Причем не столь важно, на работу они ездят или дома фрилансят.
Все равно для достижения гармонии в семье для всех распределение времени и обязанностей должны быть четкими и соблюдаться обоими.
Наиболее демократичный, объединяющий и честный способ распределения задач — это СЕМЕЙНОЕ СОБРАНИЕ (СС).
Заранее запланируйте время СС и согласуйте его со всеми самостоятельными членами семьи, включая повзрослевших детей.
Если кроме распределения обязанностей, у кого-то есть другие вопросы для совместного обсуждения — попросите внести их в «повестку дня».
Вообще советую перед первым СС объяснить, что это и поговорить со всеми участниками о необходимости его проведения о важности совместных решений и и о том, что именно нужно обсудить, на ваш взгляд. Попросите всех (или мужа, если собрание будет только с ним), подумать о своих вопросах и предложениях, которые нужно обсудить вместе.
Аргументами для тех, кто не хочет «тратить время» на собрание, приведите три важных момента:
— уменьшение конфликтов по согласованным вопросам
— возможность «больше успевать»
— увеличение количества регламентированного «личного времени».
До собрания сформируйте общую таблицу с указанием всех функций и задач, которые нужно выполнять.
Свой список вы можете составить, записывая на протяжении недели все, что вы делаете.
Закончу я эту статью некоторыми полезными советами по делегированию дел от одного члена семьи другому — они помогут избежать конфликтов и мук перфекционизма, если вы им страдаете.
— когда принято решение о передаче какого-либо дела — постарайтесь подробно объяснить, как его выполнять. Зафиксируйте важные моменты.
— не настаивайте именно на вашем способе выполнения того или иного дела. Помните о цели — выполнении задания, а как это сделает муж или ребенок — не суть важно. Для меня это важный момент — мне всегда кажется, что самой сделать проще, так как все делают «не так». Только со временем я научилась полностью доверять мужу в делах,по которым нами совместно принято решение об их ему передаче.
— перестаньте все время «висеть над головой», контролируя время и правильность действий. Это жутко раздражает и отбивает охоту что-либо делать — лучше пусть ошибется пару раз или спросит сам.
— если по прошествии нескольких дней, что-то не делается, созовите внеочередной совет и обсудите сложившуюся ситуацию и ее причины.
— можно передавать дела не только исходя из ситуации «не успеваю, а и те, которые особенно не хочется делать — вызывают раздражение и неприятие.
И мини-задание для тех, кто дочитал и готов попробовать применить полученные знания на практике:
— определите круг вопросов, по которым требуется совместное семейное решение
— обсудите возможность проведения собрания с мужем и детьми и определите время и место (можно даже специально выехать в кафе, соединив приятное с полезным)
— проведите семейное собрание и примите решение по всем вопросам
— опишите ваш опыт в комментариях к статье, особенно выделив трудные моменты — это поможет другим читателям!
И личные впечатления и опыт проведения семейных собраний в нашей семье:
жаль, но некотрые люди просто не способны на подобное. иногда целью является вылить негатив, поэтому обязанности не оговариваются, а идут по случаю, причем если обычная придирка удовлетворена то сразу можно найти новую, потому и нет четкого списка. это жутко калечит психику
В статье изложена идеальная картина на практике работающий муж вряд ли начнет брать на себя обязанности по дому…