Образование интересно всем. Однако каждый, кого спрашивают о его образовании, автоматически оскорбляется, потому что в обществе этот вопрос считается бестактным, как и вопросы о вере, зарплате и тому подобное.
Отчасти образование так интересно нам потому, что оно является дверью в будущее, которое мы даже не способны себе представить. Если вдуматься, поступившие в этом году в школу дети выйдут на пенсию в 2065 году! И при этом никто из нас не имеет ни малейшего представления, как будет устроен мир хотя бы через пять лет. Здесь решительно ничего нельзя спрогнозировать, но при этом мы должны давать детям соответствующие навыки, которые пригодятся им в будущем. При этом все мы наверняка согласимся с тем, что дети способны на чрезвычайно удивительные вещи, они всегда открыты для нового. Все дети необычайно целеустремлённые и талантливы, а мы разбрасываемся ими довольно безответственно.
Наряду с образованием есть творчество. Оно настолько же важно, как и грамотность. И мы должны придать творчеству соответствующий статус.
Дети умеют рисковать. Если они не уверены в чём-то, они всё равно пробуют. Они не боятся ошибаться. Нельзя утверждать, что творить и ошибаться — одно и то же. Но всем известно, что творить не сможет тот, кто не готов ошибаться. Но когда дети вырастают, зачастую они теряют эту способность и им становится страшно делать ошибки. Это распространено как в обществе, так и в системе государства. В результате получается, что взрослые отучают будущих взрослых от творчества.
Однажды Пикассо сказал, что все дети рождаются художниками, вопрос в том, чтобы сохранить эту способность, даже повзрослев.
Таким образом, делаем вывод, что образование во всём мире построено так, что дети автоматически теряют способность творить, вырастают из творчества.
У всех систем образования на Земле одна и та же иерархия дисциплин, независимо от места. Кажется, что должны быть отличия, но их нет. Главенствует всегда математика и изучение языков, затем идут гуманитарные науки, затем уже искусство — и так везде. Среди творческих предметов тоже есть своя иерархия: изобразительное искусство и музыка получают приоритет перед театром и хорегографией. Нет такой образовательной системы, в которой бы хорегография преподавалась, как математика, ежедневно. Почему? Почему нет? Кажется, что танец очень важен. Важна и математика, но важно и учить танцевать. Дети начинают танцевать при первой возможности, как и мы все. У нас есть руки и ноги, или не так?
Вот что происходит. Когда дети растут, мы их постепенно начинаем образовывать от поясницы. Затем центром нашего внимания становится голова. В основном, левая её часть.
Если посмотреть на наше образование с точки зрения инопланетянина и задаться вопросом, для чего оно существует, то посмотрев на тех, кто во всём преуспевает, делает всё, что от него требуют и о чём просят, вы бы сделали вывод, что цель системы образования по всему миру — выращивание университетских профессоров. Не так ли? Вот, кого мы получаем в результате: я был одним из них. Вот так.
Не подумайте, что здесь изложены попытки уличить профессуру, но не стоит думать, что этот класс людей — показатель достижений человечества. Они — просто особый вид, другая форма жизни. Они, скорее, необычные. Большинство известных профессоров живёт в своём мире, где-то там, в голове, в основном, в левой её части. Они бесплодны, как в прямом, так и в переносном смысле. Они рассматривают тело в качестве средства транспортировки головы.
Сейчас наша образовательная система построена на идее академической успеваемости, и тому есть причина. До XIX века в мире не было каких-либо упорядоченных образовательных систем, их придумали и построили для нужд индустриализации. Поэтому иерархия и была построена на двух столпах: во-первых, высокий приоритет получили дисциплины, полезные для работы. Во-вторых, если вдуматься, государственная система образования — это растянутый процесс поступления в университет. В результате очень талантливые, творческие люди не считают себя таковыми, поскольку никто не ценит их любимые школьные творческие дисциплины.
Но так долго продолжаться не может. Всё больше людей получают образование, всё больше людей рождается и идёт в университет. И диплом сегодня уже по сути ничего не стоит. Идёт процесс инфляции образования. И он означает, что образовательная структура рушится у нас на глазах.
Мы должны пересмотреть своё преставление о разуме. Мы знаем о нём три вещи. Во-первых, он многообразен. Мы думаем так же, как и воспринимаем, то есть зрительными образами, слышимыми звуками и тактильными ощущениями. Мы размышляем абстрактно, мы размышляем ощущениями. Во-вторых, разум изменчив. Мозг не разделён на независимые ящички. Принципиально новые идеи возникают в результате взаимодействия разных способов познания мира. У каждого разум свой.
Всё сводится к одной вещи. думается, что нужно переосмыслить экологию человека таким образом, чтобы рассматривать всё многообразие человеческих способностей. Наша образовательная система опустошила наши умы, как мы опустошаем недра Земли, преследуя определённые цели. Но мы не можем пользоваться такой образовательной системой в будущем. Мы должны переосмыслить принципы образования наших детей.
Сказано, что если все насекомые исчезнут с лица Земли, через 50 лет планета станет безжизненной. Если все люди исчезнут с лица Земли, все формы жизни будут процветать. И это верно.
Мы должны стать более разумными. Мы должны ценить разнообразие человеческих способностей и ценить наших детей. Они — наша надежда. Мы должны учить их целостно, чтобы они уверенно смотрели в будущее, которое мы можем уже не застать. Но они застанут точно. И мы должны помочь им его построить!
Вот отличное видео на данную тему:
Ваш комментарий будет первым